Самарская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Выставка «Черный квадрат» Казимира Малевича в рамках «Дней Эрмитажа» в Самарской области

25 ноября 2020, 10:00
27 ноября в Самарском областном художественном музее начинает рабо-ту совершенно уникальный проект - выставка оригинала знаменитого «Черного квадрата» Казимира Севериновича Малевича (1879–1935) из собрания Государственного Эрмитажа.

«Черный квадрат» – самое знаменитое и эмблематичное произведение художника. Его название стало метафорой радикальности художественного мышления, когда беспредметность возводится в наивысшую степень. Вопло-тивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров, квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной загадкой и для своего создателя. Малевич видел в нем глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, по-вторить. Он называл его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины.

Впервые «Черный квадрат» был показан на «Последней футуристиче-ской выставке картин „0,10“» в Петрограде в декабре 1915 года. Однако Мале-вич всегда утверждал, что годом его создания является 1913-й: тогда он вместе с художником Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Крученых принимал участие в постановке футуристической оперы «Победа над солнцем». Во время оформления спектакля и затем при иллюстрировании издания либретто оперы Малевич впервые нарисовал на белом пустом поле черный квадрат, назвав его «зародышем всех возможностей». Поскольку для Малевича, видимо, важнее было зафиксировать рождение идеи квадрата, а не время его воплощения на холсте, то все реплики квадрата художник датировал 1913 годом.

Первый вариант «Черного квадрата» (Государственная Третьяковская га-лерея, Москва) был написан в 1915 году поверх уже существовавшей супрема-

тической композиции, которая не успела достаточно просохнуть. Поэтому кар-тина спустя некоторое время покрылась кракелюром, значительно исказившим авторский замысел, так как была нарушена визуальная монолитность черного. Вторая реплика «Черного квадрата» была создана Малевичем и его учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста» около 1923 года для предполагавшегося экспонирования на биеннале в Венеции. Они ис-полнены в несколько большем размере (в настоящее время все варианты хра-нятся в Государственном Русском музее).Вновь Малевич вернулся к повторе-нию своей самой знаменитой композиции в 1929 году. Последний раз, четвер-тый, Малевич писал «Черный квадрат» для ставшей итоговой для русского авангарда выставки «Художники РСФСР за XV лет», проходившей в 1932 г. в Русском музее в Ленинграде. Картина меньше по формату всех предыдущих (стороны «квадратов» были соответственно 79,5, 106,0, 85,0 и 53,0 см), но точно соответствует «Красному квадрату» 1913 года, вместе с которым и экспониро-вался на выставке 1932 года. На обороте новой реплики художник вновь поста-вил дату – «1913».

После смерти мастера этот последний «Черный квадрат» в числе немно-гих его работ остался в семье художника. В начале 1990-х в Самаре картину приобрел для своей художественной коллекции «Инкомбанк», обанкротивший-ся в 1999 году. В 2002 году картина на средства В. В. Потанина была куплена для Государственного Эрмитажа.

Для демонстрации знаменитого полотна Дмитрием и Марией Храмовы-ми был разработан специальный арт-проект под названием «Чёрный квадрат [Аудиенция]», образной темой которого является особая организация простран-ства – павильон в виде треугольной призмы, определённого супрематического космоса внутри традиционного помещения исторического здания музея. Кон-струкция павильона ведёт зрителей к Чёрному квадрату, создавая на тактильном уровне ощущение восхождения к «иконе». Cтены павильона, сужаясь к углу с Чёрным квадратом, усиливают концентрацию энергии картины, одновременно режиссируя персонификацию восприятия «один на один с космосом».

Процессуальность восприятия срежиссирована так, что зритель после общения с Чёрным квадратом выходит из павильона в другое пространство, не нарушая движения следующей за ним процессии.

Общественная приемная