В Самарской Губернской Думе обсудили систему отбора и подготовки руководителей образовательных организаций в Самарской области
Координатора партийного проекта «Новая школа» на территории Самарской области Галина Козловская отметила: «Тема отбора и подготовки руководителей в отрасли образования поставлена сегодня не случайно. Конечно, назначение и отбор – это прерогатива исполнительной власти. Сегодня же мы собрали не только представителей исполнительной власти, но и экспертное сообщество, те референтные группы, которые влияют на назначение, на подготовку кадров для образовательных организаций. Это представители Общественной палаты Самарской области, общественного совета при Главе г.о. Самара, депутатов разных уровней муниципальных образований нашего региона, общественной комиссии по образованию при профильном комитете Самарской Губернской Думы, руководители образовательных организаций.
Мы пригласили всех для того, чтобы разносторонне и широко обсудить заявленную тему. Очень надеюсь, что сегодня наше совещание будет носить деловой характер, поскольку есть проблемы, о которых надо говорить. Сегодня в сферу образования вкладываются солидные бюджетные средства. Нам очень важно понять, насколько эффективно она управляется, насколько система отбора и подготовки кадров обеспечивает реализацию образовательной политики и всех образовательных проектов, каковы ее резервы. Сфера образования - это особая сфера и кадровая политика требует здесь особого внимания".
«Очень важно, когда органы государственно-общественного управления принимают участие в решение таких важных проблем, как подготовка руководящих кадров в образовательной системе», - приветствовала участников семинара председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Татьяна Бодрова. – «Президент Российской Федерации сказал, что в кадровой проблеме должна быть точка отсчета. У нас сегодня помимо руководителей образовательных учреждений, есть молодые педагоги-победители различных конкурсов педагогического мастерства. Наверное, для них в системе кадрового резерва это первая точка отсчета. Известно, для того, чтобы стать настоящим руководителем, нужно движение по вертикали, как это было в советское время. Нужна практика под присмотром и с помощью опытных наставников. В свое время у нас очень эффективно существовала система наставничества. Отрадно, что сейчас эту систему начали серьезно возрождать».
«Создание условий для социальной мобильности и профессиональной самореализации – это один из приоритетов и государственной, и региональной социальной политики», - поддержал депутатов заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам образования и науки Вадим Чумак. – «В современных условиях все большую значимость приобретают вопросы подготовки и переподготовки кадров в различных сферах экономики и социальной сферы. Одним из самых ярких примеров может служить программа «Лидеры России». Это новая концепция социальных лифтов, кадровые и социальные проекты, такие как «Я профессионал», «Мой первый бизнес», профстажировки для выпускников высших учебных заведений, World Skills и т.д. Отдельно хотелось отметить, что исторически в Самарской области реализуется ряд программ, которые очень четко вписываются в эту современную концепцию. Это, в первую очередь, федеральная президентская программа подготовки управленческих кадров, которая за годы реализации подтвердила свою актуальность и значимость. Она успешно действует в двух вузах - СГЭУ и МИР. В Самаре действует Малая академия государственного управления. Здесь реализуется концепция подготовки молодежных лидеров, а также ведется подготовка на уровне профессионально переподготовки работников сферы образования. Кроме того, в ближайшее время будет реализована еще одна программа по обучению людей предпенсионного и пенсионного возраста».
Руководитель департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности министерства образования и науки Самарской области Галина Дроздова выступила с докладом "О назначении руководителя образовательной организации ".
На территории Самарской области сложилась уникальная сеть общеобразовательных организаций: государственных и муниципальных в городах Самара и Тольятти.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации:
1) назначается учредителем образовательной организации;
2) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.
Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям.
Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Требования к квалификации руководителей дошкольных, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей установлены на уровне Российской Федерации. К ним относится наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет или наличие высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Требования к квалификации руководителей (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования следующие: наличие высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
Кроме того, кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. Аттестация кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных образовательных организаций Самарской области, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области, осуществляется в соответствии с приказами отраслевого министерства.
Предложения по кандидатам на должность руководителя государственной образовательной организации представляются в аттестационную комиссию министерства:
- образовательной организацией (если должность выборная);
- территориальными управлениями министерства или структурными подразделениями министерства, осуществляющими координацию деятельности образовательной организации (если должность назначаемая).
Аттестация кандидата на должность руководителя проводится на основании представленного в аттестационную комиссию министерства комплекта материалов по кандидату.
Аттестационная комиссия назначается приказом министра образования и науки Самарской области. В нее входят руководители образовательных организаций, общественные деятели, руководители теруправлений, представители профсоюза и т.д.
Аттестация кандидата на должность руководителя проводится очно в форме собеседования.
Кроме того, в 2016 году письмом Минобрнауки России было рекомендовано проработать вопрос о введении в образовательных организациях системы тестирования принимаемых кандидатов, по результатам которого можно провести с каждым индивидуальное собеседование при участии психолога.
В связи с этим все кандидаты на должность руководителя образовательной организации проходят предварительное тестирование с целью изучения характерологических и личностных особенностей кандидатов, на предмет наличия склонности к отклоняющемуся, агрессивному, деструктивному поведению.
В последние годы такие тестирования проводятся Центром социологических исследований. Отрицательных заключений пока не было.
По итогам аттестации кандидат либо рекомендуется к назначению на руководящую должность, либо включается в кадровый резерв, либо признается не прошедшим аттестацию.
В 2017 году прошли аттестацию 39 кандидатов. В 2018 году – 24 кандидата.
В 2019 году будет продолжена работа по совершенствованию процедуры отбора и подготовки и аттестации руководителей государственных образовательных организации, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области.
Далее Галина Дроздова рассказала о формировании кадрового резерва руководителей образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Самарской области.
Отбор кандидатов осуществляется на основании конкурса, проводящегося в три этапа:
- I этап – сбор документов;
- II этап – экспертиза представленных документов и творческого проекта кандидата на тему «Концепция развития образовательного учреждения»;
- III этап – конкурсное испытание кандидатов в форме самопрезентации и защиты творческого проекта.
Распоряжением министра образования и науки Самарской области формируется конкурсная комиссия. В ее состав входят руководители и сотрудники территориальных управлений, главы и заместители глав муниципальных образований, главы администраций и руководители управлений администраций муниципальных образований, председатели районных профсоюзных организаций образования городских округов и муниципальных образований, опытные руководители образовательных учреждений, имеющие высокие достижения в своей профессиональной деятельности.
Конкурсной комиссией оценивается новизна, эффективность, самобытность творческого проекта, соответствие проекта приоритетным направлениям развития образования, наличие в проекте целевых индикаторов, привлечение в проекте источников финансирования, а также возможность использования результатов проекта другими образовательными учреждениями.
По результатам конкурса кандидаты включаются в кадровый резерв.
Министерством ежегодно проводится работа по пополнению кадрового резерва руководителей образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Самарской области.
За период с 2016 по 2018 год в кадровый резерв были включены 111 человек, из них на должности были назначены 24 человека.
Срок нахождения в кадровом резерве составляет 3 года.
В течение этого срока министерством и территориальными управлениями проводится работа с кадровым резервом, которая включает стажировку резервиста по месту своей основной работы; участие резервиста в семинарах, тренингах, совещаниях и других мероприятиях, проводимых образовательными учреждениями и территориальными управлениями министерства, участие резервиста в координационных и совещательных органах образовательной организации и территориальных управлений.
Кроме того на базе Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) министерством организуются курсы повышения квалификации для кадрового резерва руководителей по теме «Управление образовательной организацией». За истекший период всего прошли обучение 45 человек.
Также в госпрограмме нацпроекта «Учитель будущего» с 2019 года начинает реализация такого мероприятия, как создание условий для подготовки кадрового резерва образовательных организаций.
По словам Дроздовой, проведение работы по формированию кадрового резерва руководителей государственных образовательных учреждений Самарской области, а также дальнейшая работа с ними позволяет отобрать наиболее активных участников общественной, политической и социально-экономической жизни региона, которые в дальнейшей работе смогут реализовывать основные общественные и политические идеи, от которых зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.
О порядке проведения конкурсных испытаний и работе с кадровым резервом в г.о. Самара проинформировала руководитель управления правового обеспечения, муниципальной службы и кадровой работы департамента образования Администрации городского округа Самара Марина Гундрова.
Работы по формированию кадрового резерва руководителей муниципальных образовательных организаций ведутся с 2011 года.
Отбор проходит в два этапа:
- I этап – предоставление кандидатом портфолио. Обязательное требование – наличие рекомендации для включения в кадровый резерв руководителей муниципальных образовательных учреждений, представителей органов управления образовательным учреждением, аттестационных комиссий образовательных учреждений высшего образования, общественных организаций, действующих депутатов всех уровней;
- II этап – рассмотрение пакета документов комиссией.
Городская конкурсная комиссия, куда входят представители педагогического сообщества, общественности, профсоюзных организаций, заседает 4 раза в год.
После включения кандидатов в кадровый резерв, проводится их аттестация.
В прошлом году из 30 кандидатов только 2 человека не прошли аттестацию.
За 8 лет в кадровый резерв было включено 307 кандидатов, 140 из них назначены руководителями.
Начальник отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования администрации г.о.Тольятти Наталья Рудометкина рассказала о том, что схема отбора кандидатов в кадровый резерв Тольятти схожа с Самарой.
Докладчик отдельно остановилась на особенностях дальнейшей работы с кандидатами, включенными в кадровый резерв.
В Автограде более 8 лет действовала «Школа будущего руководителя», в рамках которой Ресурсный центр разрабатывал программу, и в течение двух лет проводилась практическая и теоретическая работа с резервистами.
Сейчас эта форма работы применяется к молодым руководителям, уже приступившим к своим обязанностям.
А в работе с кадровым резервом тольяттинцы перешли к системе так называемых индивидуальных планов подготовки самих резервистов. По итогам подготовки проводится собеседование, защита проектов и тестирование.
В 2017 году 18 человек прошли собеседование, в 2018 году – 12 человек.
В 2019 году в Тольятти формируется новый состав кадрового резерва. В настоящее время в него включено 32 человека.
Предыдущий состав включал 47 резервистов. В 2017 году из него 4 человека были назначены на руководящие должности, в 2018 году – 2 человека.
В ходе заседания была заслушана информация председателя Общественного совета по вопросам образования г.о. Самара, заместителя председателя Экспертного совета по среднему образованию федерального партийного проекта «Новая школа» Натальи Толстых об участии общественных организаций в отборе и подготовке кадров для образовательных организаций.
Идея о необходимости создания кадрового резерва родилась в конце 2010 года. Было много разговоров о том, кто должен возглавлять образовательные организации: педагог или менеджер.
«Сегодня мы остаемся на позициях, что все-таки педагогическое образование и опыт работы учителем для будущего руководителя, получившего потом еще и образование менеджера в социальной сфере или сфере образования, - все вместе дает возможность эффективно руководить образовательной организацией», - подчеркнула Толстых. – «Что мы со стороны Общественного совета можем предложить для поддержки и помощи начинающего руководителя? Члены общественного совета входят в конкурсные комиссии по формированию кадрового резерва; активно продвигают школу наставничества; участвуют в работе школы молодого директора. На наш взгляд, эффективный руководитель должен решать главную задачу – это обеспечение опережающего характера развития образования. Профессиональная компетенция руководителя образовательной организации должна включать в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, которые помогут ему в этой работе».
Директор Центра развития образования г.о.Самара Эльчин Гашимов довел до сведения участников семинара-совещания информацию о дополнительном профессиональном образовании для замещения должности руководителя образовательной организации.
На сегодняшний день существует две группы потенциальных претендентов на руководящие должности в сфере образования:
- специалисты непедагогического профиля, но являющиеся эффективными менеджерами;
- педагоги, успешно зарекомендовавшие себя в образовательной системе.
Центром развития образования уже давно разработаны учебные программы, которые позволяют слушателям приобрести те профессиональные компетенции, которые способствуют динамичному развитию профдеятельности в области управления.
Реализуются программа профессиональной переподготовки специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Менеджер в образовании»), программа управления образовательной деятельностью, программы повышения квалификации и пр.
В 2018 году из состава кадрового резерва Самары Центром было обучено 95 человек.
Уникальным опытом работы по подготовке специалистов, входящих в кадровый резерв Самарской области, поделилась директор Малой академии государственного управления Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка» Екатерина Асташина.
Около десяти лет Малая академия работает с резервистами на территории ПФО.
В 2019 году академия выбрала новый вектор. Была проведена профилизация. С подачи министра образования и науки Самарской области было инициировано новое направление в системе Малой академии - это «Менеджмент в образовании».
В настоящее время открыты 3 группы, в которых обучается 71 человек (это и молодые преподаватели, заместители директоров по учебно-воспитательной работе организаций общего образования, и представители среднего профессионального образования). По итогам обучения они получат диплом о профессиональной переподготовке по направлению государственное и муниципальное управление с указанием специальности «менеджер в образовании».
Малая академия применяет практико-ориентированный подход: для работы с резервистами приглашаются передовые педагоги из других вузов, специалисты-практики, руководители образовательных организаций губернии.
Исполняющий обязанности ректора Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Владимир Пылев предостерег участников заседания от узкого взгляда на вопрос подготовки руководителей образовательных организаций: «Эффективность кадрового резерва обеспечивается отбором и взращиванием претендентов. Система выявления и поддержки молодых лидеров образования начинается именно с взращивания и отбора перспективных руководителей, в широком смысле этого слова. Эта работа ведется через разные конкурсы, педагогические марафоны, через работу клубов и общественных объединений начинающих педагогов. Это и есть первое крупное сито, которое из всего пласта молодых педагогов, не очень молодых педагогов и просто хороших организаторов, выявляет потенциальную целевую группу. Следующий этап или среднее сито – сопровождение профессионального роста. Здесь важна работа «Центра поддержки молодых педагогов», различных практикумов и т.д. Далее уже реализуются программы дополнительного профессионального образования. И, конечно, очень значима поддержка молодых руководителей образовательных организаций».
Владимир Пылев обозначил ряд проблем, в том числе проблему ограничений со стороны действующих директоров. Не все руководители заинтересованы во взращивании в своих образовательных организациях новых претендентов на руководящие должности – своих потенциальных конкурентов.
Кроме того, в процессе формирования кадрового резерва необходимо отсеивать тех претендентов, которые нацелены не на повышение профессиональных компетенций, а на «скоростной карьерный лифт».
О своем опыте назначения на должность руководителя образовательной организации рассказали: директор ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский, председатель Экспертного совета по среднему образованию федерального партийного проекта «Новая школа» Владимир Кильдюшкин и директор МБОУ «Школа № 144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова» г.о. Самара Анатолий Лазарев.
Подводя итог обсуждению, Галина Козловская подчеркнула: «Вопросам отбора и подготовки лидеров образовательной среды сегодня уделяется большое внимание на федеральном уровне. В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент нашей страны особо обозначил значимость работы с молодежью, с будущими руководителями на всех уровнях, на всех направлениях, в том числе и в образовании. Мне кажется, сегодня у нас получился конструктивный разговор. Мы, с одной стороны, обсудили и уже сложившуюся систему, которая в целом достаточно стройная, но показали и специфику подготовки и отбора кадров нашей отрасли. Мы увидели также, что сегодня стоит уходить от формализованных подходов и как можно больше работать в части выявления кадрового потенциала. Также очень важно не только отобрать претендентов, но и сопровождать их, помогать в дальнейшем, развивать школу наставничества».