Самарская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Стенограмма Послания Д.И. Азарова

13 апреля 2018, 12:49
Скачать файл можно в разделе "Файлы для загрузки" справа от основного текста.

Послание Врио Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона

 

10 апреля 2018 года

 

Уважаемые жители Самарской области! Уважаемые депутаты!

Полтора месяца назад наш Президент – Владимир Владимирович Путин предложил стране стратегию ее развития, «движения вверх» для целого поколения россиян. Сегодня – время больших задач и больших решений. От них зависят благополучие каждого человека, каждой семьи. Сегодняшнее Послание будет посвящено задачам и вызовам не только дня сегодняшнего, но и на десятилетие вперед. Именно поэтому сегодня мы собрались в таком широком составе. И выборы 18 марта убедительно показали, что наш народ поддерживает этот курс – курс суверенитета, прорывного развития экономики без политических потрясений. Самарская область на этих выборах также показала свою сплоченность – за Президента, за его курс свои голоса отдали 1 миллион 235 тысяч жителей губернии, это на 23,4% больше, чем шесть лет назад.

Впервые в этом веке по уровню роста активности избирателей Самарская область поднялась в число регионов с показателями выше среднероссийских. Это дорогого стоит. И я хотел бы сказать слова самой искренней благодарности всем, кто принял участие в выборах, кто голосовал за Россию.

С такой активностью граждан можно браться за задачи любой сложности, справляться с любыми вызовами.

Главный вызов сегодня – необходимость выхода из петли нулевых темпов развития, создание условий для технологического и инфраструктурного прорыва. И на этой основе – радикальное изменение качества жизни жителей региона.

Такую задачу нам ставит Президент. Она является колоссальной уже сама по себе, а с учетом нашей истории, нашего менталитета, мы не можем довольствоваться ролью середнячков. Самарская область всегда была в числе лидеров регионального развития. И сегодня для сохранения своего лидерства у нас есть всё.

Ведь сегодня в мире 80% пилотируемых запусков осуществляется на ракетах самарской сборки. Каждый пятый автомобиль на дорогах страны произведен в Тольятти. За 17 лет каждый третий житель Самарской области стал новоселом. По сравнению с 2010 годом в 1,5 раза сократилась преступность, а тяжких преступлений стало меньше почти в 3 раза. По сравнению с 2000 годом у нас почти на 8 лет выросла продолжительность жизни.

Но огромный ресурсный потенциал Самарской области используется далеко не полностью. Никого из нас не могут удовлетворять темпы развития экономики. С 2014 года в регионе идет снижение уровня доходов населения. По качеству жизни за последние три года мы опустились на 6 позиций и сейчас находимся на 20-м месте в стране. Эту тенденцию надо менять. Нам нельзя уходить в болото провинциальности, ориентироваться на средний уровень. У нас есть всё, чтобы стать первыми не только в стране, но и в мире в самых разных областях человеческой деятельности.

От того, как мы справимся с этой миссией, зависит не только благополучие региона, но и обороноспособность страны, ее экономическое развитие. Об этом шла речь и в ходе визита в Самару Президента России Владимира Владимировича Путина 7 марта текущего года.

Мы должны честно признать: сегодня в Самарской области накопилось немало проблем. И главные из них – это отток населения, снижение уровня промышленного производства и объема инвестиций. Регион в последние годы значительно нарастил расходы без адекватного увеличения доходной части своего бюджета. Только на обслуживание государственного долга мы вынуждены тратить около 5 млрд рублей в год – это сумма сопоставимая со всем бюджетом такого города, как Тольятти. Последствия мы с вами хорошо знаем – это резкое сокращение социальных обязательств в 2017 году и фактически кризис регионального управления. Десятки тысяч обиженных ветеранов. Ощущение несправедливости решений власти как таковой. Вот цена популизма, непродуманной бюджетной, финансовой, социальной политики.

Мы не можем наращивать долг сегодня. Не можем использовать дефицит для финансирования важнейших статей расходов бюджета. А это примерно 10-15 млрд рублей расходов. Нам надо сегодня работать над увеличением доходных источников. Делать это надо эффективно и системно по всем отраслям экономики. Внедрять новые технологии и учитывать новые тренды.

Мы отчетливо понимаем масштаб и сложность стоящих перед обществом задач. И поэтому к подготовке сегодняшнего Послания впервые были привлечены экспертные группы, состоящие из специалистов в самых разных областях знаний, самых разных политических взглядов и партийных предпочтений. Мне на почту и через социальные сети присылали свои предложения, идеи тысячи людей. Огромное спасибо всем, кто поделился своими идеями, прогнозами, планами. Послание – это наше общее видение, общее понимание важнейших проблем и путей их решения.

Новое качество жизни

Главный прорыв, который должна совершить наша страна в ближайшие годы – это повышение благосостояния граждан, ускорение темпов экономического роста, ликвидация технологического отставания. Об этом говорит наш Президент.

В декабре 2017 года средняя зарплата в Самарской области находилась на 47-м месте в стране. Соотношение средней зарплаты к прожиточному минимуму у нас существенно ниже, чем в целом по стране. В последние 3-4 года по показателям уровня жизни мы имеем отрицательную динамику. В 2016 году доходы населения в реальном выражении сократились на 9,6 %, в 2017 году – еще на 3 %.

Поэтому повышение доходов населения - это задача № 1. Именно так она была поставлена в майских Указах Президента 2012 года.

В части зарплат мы выполнили эту задачу на 100%, хотя еще в 4 квартале 2017 года по некоторым категориям бюджетников уровень зарплат был на уровне 80% к показателям, определенным Указами Президента. В целом по сравнению с 2011 годом в бюджетном секторе был обеспечен рост зарплат в 1,5–2 раза для разных категорий работников.

Эти вопросы мы не должны снимать с контроля и в будущем. Более того, считаю необходимым дальнейшую индексацию зарплат бюджетников производить исходя из чистых ставок, не увеличивая служебную нагрузку на учителей, врачей, соцработников.

Но наша работа по повышению зарплат не должна ограничиваться только работниками бюджетной сферы. Очень важный шаг в этом направлении – повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 мая текущего года. Это 11 163 рубля. Прошу трудовую инспекцию, профсоюзы области взять под контроль вопрос – как выполняется эта норма Закона предприятиями и организациями всех форм собственности.

В своем Послании Президент всем нам поставил задачу – за 6 лет как минимум вдвое снизить уровень бедности. А для этого необходимо выстроить всю систему социальной помощи на принципах справедливости и адресности. Ее должны получать граждане, семьи, которые в ней действительно нуждаются.

Сегодня мы выплачиваем 130 видов социальных пособий на сумму 18,4 млрд рублей в год. Но насколько разумна, насколько справедлива эта система – вопрос открытый. Посудите сами – у нас получателями пособий из областного бюджета являются 1 100 тыс. человек. При этом 442 тыс. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. 89% из них – это семьи с детьми. И мы должны сконцентрировать поддержку на них, на тех, кто реально в ней нуждается.

Но вопрос этот чрезвычайно тонкий и деликатный. Он требует точного расчета и ответственности от всех нас. Ошибок здесь больше допускать нельзя. Поэтому хотел бы, чтобы в течение нескольких месяцев, до принятия бюджета на предстоящие 3 года, соответствующие предложения Правительства области прошли широкую общественную экспертизу. У нас создана комиссия с участием представителей разных политических партий, общественных организаций. Все они сегодня в этом зале. Я верю, что всем нам вместе удастся прийти к решениям, которые нас будут объединять, а не разделять.

Говоря о таком количестве выплат, у меня складывается впечатление, что далеко не все граждане знают о своих правах на государственную поддержку. И тут, я считаю, необходимо провести широкое информирование граждан о существующих мерах поддержки, доступно донести до них эту информацию. Тем более у министерства социальной и демографической политики Самарской области такой опыт имеется: например, в текущем году при работе с семьями, родившими первенцев.

Нужно помнить о важной и современной тенденции – демографическое старение населения. Только за последние 5 лет доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 9,4% (74,0 тыс. человек). Поэтому не менее важным центром внимания должен стать пожилой человек с его здоровьем, проблемами и нуждами. Для удовлетворения возрастающего спроса на различные виды социальных услуг в регионе успешно применялись практики приемной семьи, института сиделок, обучения пожилых людей, родственников методам ухода. Считаю необходимым продолжать реализацию данных практик, использовать ресурсы социально ориентированных некоммерческих организаций в этом направлении.

Как известно, на продолжительность жизни в большой степени влияет то, какой образ жизни ведет человек. Активная жизнь дает дополнительные силы, позволяет забыть о болезнях. Поэтому нам важно развивать так называемое «серебряное» добровольчество, сделать так, чтобы люди пожилого возраста, которые хотят и могут участвовать в общественно полезных делах, были не только благополучателями, но и организаторами, участниками различных мероприятий, направленных на поддержку их ровесников, передачу опыта молодому поколению, объединение людей.

Жизнь каждого из нас зависит не только от доходов, но и от многих других факторов – качества образования, медицины, состояния окружающей среды, безопасности, возможностей для занятий спортом, приобщения к ценностям культуры. Все это входит в понятие качества жизни.

Согласно данным ООН, сегодня по индексу человеческого развития Россия находится на 49-м месте в мире. За последние 20 лет мы поднялись на 28 позиций. Однако сегодня нужно честно признать, для улучшения качества жизни людей мы сделали далеко не всё, что могли, а значит обязаны были сделать. По тому же индексу человеческого развития сегодня Самарская область – на 20-м месте в стране, а еще 5 лет назад была на 14-м. Другие регионы развивались быстрее, создавали лучшие условия для жизни людей. Поэтому в 2015 году мы впервые столкнулись с оттоком населения, имеем отрицательный миграционный баланс с другими регионами России. Так в 2017 году от нас уехали на 5 357 человек больше, чем приехали к нам.

Мы должны переломить этот негативный тренд. Вернуть Самарской области позиции лидерства.

Сбережение народа

В своем Послании наш Президент Владимир Владимирович Путин выделил самое главное – сбережение народа. За годы, прошедшие с того момента, когда он дал старт приоритетному Национальному проекту «Здоровье», а это был 2006 год, объемы высокотехнологичной медицинской помощи в Самарской области выросли в 10 раз. В 2017 году младенческая смертность в Самарской области составила 4,3 случая на 1000 родившихся (это уровень Канады и Великобритании). Материнская смертность была равна 0. Пошли вниз показатели таких социальных болезней, как туберкулез, алкоголизм и наркомания.

Сегодня Президент страны ставит новую задачу – добиться увеличения средней продолжительности жизни в стране до 80 лет и более. Задача колоссальная сама по себе. Но реализуемая. По оценке заместителя Председателя Правительства страны Ольги Юрьевны Голодец, при нашем уровне вложений в здравоохранение, мы должны были бы уже сейчас иметь продолжительность жизни на уровне 75 лет. А по факту она у нас в области 71,7 года. Это 42-е место в стране – ниже, чем у всех наших соседей – Татарстана, Ульяновской, Саратовской, Пензенской областей.

Масштаб вложений в эту сферу, в самом деле, не имеет прецедентов во всей нашей истории. Только в этом году мы открыли 4 современнейших медицинских центра: госпиталь «Мать и дитя», ПЭТ центр и Диагностический центр, а также больницу восстановительного лечения.

До конца текущего года будет построена и введена в эксплуатацию еще одна поликлиника в Южном городе и поликлиника на 1000 посещений в смену в Автозаводском районе Тольятти.

В ходе своего визита в Самару Президент Владимир Владимирович Путин поручил федеральному

Правительству проработать вопрос о строительстве детских больниц в Сызрани, Тольятти. Мы должны найти решение по введению в эксплуатацию кардиоцентра в Самаре, строительная готовность которого составляет 90%. Разговоры про все эти объекты идут уже давно. По ним даже назначались сроки сдачи – через год, через полгода. А по факту – по больнице в Тольятти и Сызрани денег на строительство в бюджете заложено не было. По кардиоцентру - миллиардные вложения были заморожены из-за организационной неразберихи и очевидных просчетов.

И мы будем нерачительными хозяевами, если позволим при такой степени готовности объект бросить. Поэтому Правительству региона необходимо прорабатывать возможность привлечения дополнительных источников финансирования с использованием концессионного механизма на завершение строительства объекта.

Кроме того, с Министерством здравоохранения Российской Федерации надо достичь конкретных договоренностей о возможности маршрутизации пациентов из других регионов Российской Федерации для полной загрузки центра. Мы обсуждали этот вопрос с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

У нас имеются еще 12 объектов незавершенного строительства в сфере здравоохранения, в том числе и долгострои. Это всё деньги, народные деньги, закопанные в землю или пущенные по ветру. С этим надо заканчивать.

До 1 сентября текущего года необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и определить возможность их дальнейшего использования. Если их использование невозможно, то принять решение об их сносе и освобождении земельных участков под строительство новых объектов здравоохранения.

По тем объектам, для которых требуется лишь небольшая корректировка проектной документации, подготовить конкретные предложения по дальнейшему их использованию, а именно: завершение строительства, приватизация и так далее.

Есть серьезный неиспользуемый потенциал по участию системы здравоохранения в федеральных программах Минздрава России. Остается низким процент привлечения иногородних пациентов на обследование и лечение в медицинские учреждения региона, а это конкурентоспособность и привлечение дополнительных ресурсов в систему здравоохранения.

Мы должны планомерно продолжать работу в этом направлении, принимать участие в федеральных программах, продолжать развивать государственно-частное партнерство, привлекая средства инвесторов не только на строительство объектов здравоохранения, но и на их оснащение современным медицинским оборудованием.

Нам нужно обеспечить 100% жителей региона пешей доступностью до пунктов первичной медицинской помощи, ведь у нас до сих пор 7 поселений находятся вне зоны медицинского обслуживания. И мы должны решить эту проблему в кратчайшие сроки.

Давняя проблема нашей медицины - нехватка кадров, особенно на селе. Для ее решения запущена федеральная программа «Земский доктор». Она дает хорошие результаты. Сельским врачам выплачиваются подъемные – 1 млн рублей. Это позволило улучшить ситуацию во многих отдаленных районах страны. Поэтому принято решение – с текущего года начать аналогичную программу «Земский фельдшер». У нас в области тоже больше 500 ФАПов. В соответствии с этой программой фельдшерам в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в села и города с населением до 50 тыс. человек, будет выплачиваться 500 тыс. рублей подъемных.

Но эта проблема остра не только на селе. В Тольятти штат врачей укомплектован на 50%, в Сызрани – на 40%. Минздраву совместно с медицинским университетом надлежит в кратчайшие сроки провести детальный анализ и представить конкретные предложения по решению кадровой проблемы в регионе. Помимо строительства больниц особое внимание должно быть уделено качеству лечения. После вступления в силу майских Указов, ставящих на контроль уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, туберкулеза, эти показатели у нас снизились. Но только на бумаге. По мнению федерального Министерства здравоохранения, мы занимаемся приписками, а не реальной работой. По тем показателям, которые не попали в отчет (расстройство питания, психические расстройства, нарушение обмена веществ), смертность выросла более чем в 2 раза (с 10,4% в 2012 году до 23,5% в 2017 году).

Почему? Или вместо реальной работы по профилактике и лечению болезней играем с цифрами? Почему при наличии 6 специализированных отделений и всего необходимого оборудования для проведения ангиографии в прошлом году такую процедуру прошли 11 тысяч человек при потребности 25 тысяч. Фактически это 3 человека на аппарат в день. А ведь за каждый из них заплачено более 1 млн долларов. Да и многомесячные очереди на УЗИ, на компьютерную томографию, на другие виды высокотехнологичной помощи вызваны отнюдь не дефицитом оборудования.

Я получаю десятки тысяч писем, обращений людей. И многие из них жалуются на то, что в наших медучреждениях вместо помощи они нередко видят равнодушие и формализм. В целом по области качеством медицинской помощи удовлетворены менее трети ее жителей. А самое главное – этот показатель не растет, несмотря на миллиардные вложения.

Это позор, что по оперативности скорой помощи мы находимся в восьмом десятке из 85 регионов России. В этом месяце мы закупили 22 новых машины для «Скорой». Запускаем Единый диспетчерский центр, который должен оперативно управлять бригадами «Скорой помощи». Это во многом должно решить проблему.

По уровню коррумпированности здравоохранение оказалось в числе наиболее неблагополучных сфер. Проверки, проведенные по нашей инициативе, показали злоупотреб-ления при закупке лекарств. Например, в одной из поликлиник Самары, которую мы проверили в этом году, закупочные цены лекарств превышали розничные цены до 5 раз! Цена на валидол была завышена в 2,5 раза, на рибоксин – в 1,3 раза. При этом внутренний контроль министерства эти вещи просто не замечает. Это нужно менять, и немедленно. Либо министерский контроль будет налажен, либо в министерстве будут другие люди. Если мы не контролируем, мы не управляем.

Электронная запись к специалистам, призванная решить проблему очередей, также практически не работает. А ведь на создание этой системы затрачены немалые деньги. В регионе всего 2 больницы работают с элементами системы «Бережливая поликлиника». А ведь эта система дает возможность врачу заниматься больным, а не бумагами. Из 15 минут, отведенных нормативом на пациента, сегодня врачи 12 минут тратят на заполнение бумаг, а при новой системе могли бы тратить на это 6 минут. В 2 раза меньше на бумаги, в 3 раза больше – на пациента!

В Самарской области назрела серьезная организационная реформа в системе здравоохранения. В том числе следует обратиться к опыту других регионов. Нам нужно не просто говорить

о цифровизации управления, а сделать ее реальностью. Активнее внедрять показатели KPI, чтобы у медучреждений были стимулы работать эффективно. Эффективные контракты должны стать реально действующим механизмом повышения качества услуг. Доложить о проделанной работе и предложениях Минздраву предстоит до конца первого полугодия.

Также поручаю Администрации Губернатора пересмотреть систему показателей результативности деятельности министерства здравоохранения, предусмотрев, в том числе, такие показатели, как увеличение продолжительности жизни, снижение смертности по группам заболеваний.

Лучшее - детям

По инициативе Президента России ближайшее десятилетие объявлено «Десятилетием детства». Это не просто забота о детях, это воспитание нового поколения граждан, способных взять на себя ответственность за судьбу страны.

Воспитание начинается с пеленок, с детских садов. Сейчас проблема мест в детских садах в целом решена. 98% детей от 3 до 7 лет обеспечены ими. В 2018 году мы завершим строительство еще 8 дошкольных учреждений, это еще 2270 новых мест.

Но нужно решать проблему и для детей ясельного возраста 1-3 лет. Уже сейчас нам удалось привлечь на это 1 млрд рублей из федерального бюджета. Ясельные группы нужно создавать не только за счет строительства новых детских садов, но и путем приспособ-ления помещений. Особенно тех дошкольных учреждений, которые были выведены из образовательного процесса. Сады нужно возвращать детям. Я уже дал поручение перенести центр занятости Промышленного района и переселить чиновников службы семьи в другое место. Так мы сможем открыть в Самаре еще 2 детских сада для 500 детей. Подобную работу уже делали в Самаре 5 лет назад, и эту практику надо возродить.

Главам муниципальных образований, Министерству образования и науки Самарской области и всем заинтересованным ведомствам необходимо провести инвентаризацию объектов образования, используемых не по назначению, рассмотреть возможность

освобождения непрофильными организациями данных помещений и принять меры по возобновлению в них образовательного процесса.

Кроме того, прошу депутатов Самарской Губернской Думы поддержать нашу законодательную инициативу о том, чтобы детские сады и школы принимали в приоритетном порядке тех детей, у кого старшие братья и сестры ходят в это образовательное учреждение. Ведь проблема водить детей в разные школы касается десятков тысяч семей! Разговоров здесь на эту тему было много. Разговоров много и о поддержке многодетных семей. Но реально мы создаем этим семьям серьезные проблемы.

Будет продолжена и работа по переводу всех школьников на односменный режим обучения. С этого года мы приступаем к строительству 8 школ с мощностью более 8 тыс. мест. На них будет выделено более 2 млрд рублей из федерального бюджета. К 2025 году нам надо построить не менее 20 обще-образовательных объектов.

Также необходимо проработать вопрос о переходе на 5-дневную учебную неделю для школьников 2-7 классов. Необходимость такого перехода очевидна. Однако здесь важно не наделать ошибок. Не уронить качество образования. Не допустить снижения зарплат у учителей в связи с сокращением нагрузки. Решить проблему занятости детей из неблагополучных семей. Громкие предложения по этой теме прозвучали, но нет ни методологического, ни финансового обеспечения вопроса. Министерству образования надлежит в кратчайшие сроки их подготовить.

Современная школа – это не только уроки, это вовлечен

Спикер
Азаров Дмитрий Игоревич
Азаров Дмитрий Игоревич
Секретарь Самарского регионального отделения Партии, Губернатор Самарской области

Общественная приемная