Самарская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Самара - город трудовой доблести: подвиг людей труда

29 июня 2020, 07:46

Хотя Куйбышев более всего прославился именно «крыльями Победы», не менее важной была для страны и продукция других предприятий.

Подшипниковые заводы выпустили за годы войны миллионы подшипников для танков, миномёты, снаряды и гильзы, гранаты.

На заводе им. Масленникова делали реактивные снаряды для знаменитой БМ-13 – «Катюши», а также другие боеприпасы для всех родов войск.

Завод №24 им. Фрунзе производил моторы не только для истребительной авиации, но и для торпедных и бронекатеров ВМФ.

Из эвакуированных ленинградского и московского заводов был образован Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК). В годы войны он выпускал карбюраторы различных типов для танков и автомобилей, генераторы, стартеры, распределители, регуляторы, свечи, катушки зажигания и т.д. Его продукция отправлялась в «танкоград» Челябинск, на предприятия Горького, Ульяновска и др.

На заводе «Красный химик» в 1942 году срочно развёрнут выпуск химически чистого мела, необходимого  в технологии производства каучука. Такое производство в годы войны было единственным в стране. Завод также выпускал различные виды мыла, которое поставлялось в основном, в воинские части, госпитали, больницы.

Завод №4 НКВД (сейчас «Электрощит») ремонтировал различное оборудование, которое потом направлялось на строительство или восстановление стратегически важных объектов.

Трудовой героизм рабочих и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбышевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по городу Куйбышеву - в 7,4 раза. И это при том, что из-за массовой мобилизации мужчин в армию, работали на предприятиях в основном женщины и подростки. Так, процент женщин в промышленности Куйбышевской области возрос до 62,1% уже к 1 сентября 1942 года. На предприятиях области к началу 1943 года молодёжь до 25 лет составляла 60-75% рабочего состава. Поэтому руководство предприятий в трудное военное время начало строительство целых городков молодёжных общежитий вблизи промышленных предприятий. Такие юнгородки (как их стали называть) имели авиационный и моторостроительный заводы

 Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно большая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но и как сырьё для выработки горюче-смазочных материалов, необходимых фронту.

Активно развивалась добыча и переработка нефти. В области в 1942 году было добыто «чёрного золота» в 2,7 раза больше, чем в 1940 году, и в 1,3 раза больше, чем в 1941 году. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза. Среднее Поволжье стали называть «вторым Баку». В рекордно короткий срок были построены Сызранский нефтеперегонный завод. Первый эшелон бензина, полученного на заводе 20 июля 1942 года, был направлен на Сталинградский фронт. Более тысячи танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом. В 1943 году началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

Город становится не только «запасной столицей», но и цитаделью, кузницей оборонки. Масштабы военного заказа грандиозны. Но есть катастрофический дефицит топлива. Энергетика не поспевает за индустрией.

7 апреля 1942 года  Государственный комитет обороны под председательством Сталина издает постановление 1563с о  строительстве газопровода Бугуруслан-Куйбышев

Управление строительства газопровода Бугуруслан-Куйбышев было создано в Куйбышеве 20 мая 1942 года. Опыта строительства газопроводов не было. Из Баку были срочно командированы 800 квалифицированных нефтяников с семьями. Прибытие «южного десанта» в Похвистнево и Бугуруслан пришлось на разгар русской зимы. Свирепый мороз, столпотворение, дефицит жилья и топлива. Техники катастрофически не хватало.

Люди, одновременно до 2500 человек, работали на износ.  К работе главным образом привлекались колхозники и местное население, среди которых очень большой процент составляли подростки и женщины. В числе строителей: мобилизованные местные жители и  спецконтингент - заключенные, переданные НКВД в распоряжение управления строительством.  

В обстановке строжайшей секретности, когда не все землекопы знали, для чего именно они копают траншеи, слова «газопровод» и «стык» озвучению не подлежали. Диверсанты не дремали.

За 20 км до «конечной станции» – Безымянской ТЭЦ –  стальные 300-миллиметровые трубы кончились. Начальник Главнефтегаза Юлий Боксерман дает добро на финишном участке апробировать асбоцементные. Трубы из асбоцемента не подвели. Хотя больше в газовой промышленности они не использовались.

За полтора километра до цели кончились и они. И тогда приходит идея доложить нитку отработанными орудийными стволами.

15 сентября 1943 года  магистральный газопровод Бугуруслан-Куйбышев был сдан в эксплуатацию.

В годовом отчете было записано следующее: «Газ заменяет ежедневно, в переводе на твердое топливо, один железнодорожный маршрут карагандинского угля. Газопровод по трассе снабжает 7 предприятий, железнодорожные станции, коммунально-бытовые учреждения и в конце регулировочной станции 7 оборонных предприятий. Газопровод является первым в Союзе».

Крупный промышленный оборонный комплекс получил необходимое топливо, которое поступало по подземной магистрали без каких-либо перебоев.

Сооружение газопровода Бугуруслан-Куйбышев имело исключительно  важное значение не только потому, что он стал «Газопроводом Победы», обеспечив топливом крупнейший промышленный район; появилась уверенность в возможности строить магистральные газопроводы.          

 Работники нефтяной и газовой промышленности внесли неоценимый вклад в победу над врагом

Разведки воюющих стран пытались, но безуспешно, развернуть диверсионную деятельность на предприятиях оборонной промышленности и транспорте области, распространять среди населения пораженческие и провокационные слухи. Органами контрразведки было задержано на территории области несколько диверсионных групп немецкого «Абвера». Большую активность проявила японская разведка, действовавшая под прикрытием дипломатического представительства Японии в Куйбышеве

В годы войны в регионе были сооружены первая электрифицированная железнодорожная ветка Куйбышев-Безымянка (12 км), трамвайная линия до Безымянки (12,3 км), Сызранский локомотивный завод, Заборовский и Зольненский нефтепромыслы, Тимашевский сахаропесочный завод, железная дорога Ульяновск-Вольск, автоматическая телефонная станция

Самоотверженно трудились и работники местной промышленности. Особенно отличились в выполнении фронтовых заказов районные промкомбинаты Борского, Подбельского, Похвистневского и Камышлинского районов области. Куйбышевская область в годы войны пережила промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. Родились и окрепли новые отрасли промышленности - нефтедобывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная, оборонная. В целом объём промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по городу Куйбышеву – в 11 раз.

Не менее велик был и подвиг сельчан. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведенного всем Поволжьем. А тем временем удельный вес женского труда в колхозах возрос в два раза и составил 75%. Крайне важной из-за потери многих житниц СССР стала уборка в Среднем Поволжье урожая критических 1941-42 годов. А 1943 год был тяжелейшим: засуха, недород, бескормица... Осенние работы скорее походили не на обычную уборку, а на чрезвычайную кампанию по спасению всего, что имелось - до каждого колоска. И, тем не менее, все годы войны куйбышевские сельчане давали фронту и тылу всю необходимую продукцию сельского хозяйства, кормили и снабжали сырьём армию и тружеников заводов.

За трудовой подвиг в годы войны в области были награждены орденами и медалями более 5 тысяч работников промышленности, транспорта и сельского хозяйства и около 240 тысяч человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы».

Область помогала фронту всем, чем могла: помимо вышеназванного, постоянно собирались дополнительные средства на строительство танковых колонн и эскадрилий самолётов (от трудящихся Куйбышевской области поступило в Фонд Обороны 1 млрд. 395 млн. 991 тыс. рублей), собирались и отправлялись на фронт для бойцов Красной Армии продукты, сотни тысяч тёплых вещей и подарков. Массовым стало донорство крови для фронта и госпиталей тыла (её в области сдали 29 тысяч литров!). Госпитали области приняли и поставили на ноги тысячи раненых красноармейцев, в куйбышевские учебные заведения были направлены тысячи эвакуированных детей из Ленинграда, Смоленщины, других областей. С 1942 года оказывалась помощь областям и городам, освобождённым от фашистской оккупации (Московской, Тульской, Курской, Смоленской областям, Таганрогу, Ростову-на-Дону и др.).

Общественная приемная