Александр Хинштейн выступил на «Круглом столе» «Совершенствование законодательного регулирования суворовского, нахимовского и кадетского образования»

В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов,Заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, Статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Николай Панков, заместитель Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Олег Плохой, представители Министерства просвещения РФ, ФСБ России, Следственного комитета России, руководители суворовских и кадетских учебных заведений, эксперты.
Заместитель Председателя Комитета Александр Хинштейн отметил высокую актуальность обсуждаемой темы, потому что речь идет о подготовке будущих кадров для военной службы и иных видов государственной службы, и от того, что заложим мы в головы будущих наших защитников, от того, как эта система образования будет выстроена, зависит будущая безопасность нашей страны. Он подчеркнул, что сегодня востребованность кадетского и суворовского образования крайне велика. Огромное количество несовершеннолетних обучаются, как в специализированных учреждениях в системе федеральных органов исполнительной власти, так и в кадетских школах и кадетских классах, учредителями, которых являются органы местного самоуправления или региональные власти.
Сегодня в России действуют порядка 200 образовательных организаций кадетского типа, находящихся в ведении силовых ведомств, в первую очередь, Министерства обороны. Росгвардии, МВД, ФСБ, Следственного комитета, а также субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, отметил он, высокая востребованность кадетского образования, к сожалению, не подкрепляется необходимым числом ни самих образовательных организаций кадетского типа, ни должным уровнем законодательного закрепления.
Александр Хинштейн в своем выступлении заявил о главной, на его взгляд, проблеме, стоящей перед законодателями: кадетское образование не выделено в отдельную отрасль государственного образования. «При этом возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует, но юридически отсутствует в качестве специализированной системы обучения. В результате, у нас отсутствую единые учебные планы, образовательные программы и унифицированные подходы к содержанию кадетского образования», — отметил Александр Хинштейн.
Парламентарий сообщил, что не разработаны также единые нормы содержания кадет, образцы единой формы одежды, знаки выпускников учреждений кадетского образования, документы об окончании образовательных организаций кадетского типа, порядок получения их выпускниками профессиональных квалификаций федеральных образцов. Деятельность кадетских классов, также, по его мнению, требует соответствующего законодательного регулирования.
«Для определения статуса кадетских классов их деятельность необходимо прописать в законе «Об образовании в Российской Федерации», что позволит придать легитимность существованию кадетского образования», — подчеркнул депутат.
«В законе отсутствуют также сами понятия «суворовец», «нахимовец», «кадет». Закон лишь допускает существование специальных названий обучающихся, но не раскрывает эти понятия», — заявил Хинштейн.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности также предложил привести законодательство об образовании в соответствие в реалиями жизни — список специализированных видов учреждений довузовский подготовки не соответствуют перечню обозначенному в законе. Целый ряд учреждений существуют, обучают, но не присутствуют в законе. Парламентарий привел в пример военно-музыкальные училища и кадетские корпуса, — правовой статус которых также не обозначен.
Хинштейн призвал создать дополнительные механизмы поднятия престижа кадетского образования, а также обеспечить прямую связь среднего и высшего профессионального образования в этой сфере.
Депутат предложил унифицировать подходы при приеме в высшие учебные заведения министерства обороны, МВД, национальной гвардии – системы безопасности и правопорядка. Преимущественное право поступления в кадетские учебные заведения детей военнослужащих, служащих в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии распространить и на высшие учебные заведения этой сферы, при условии успешного прохождения абитуриентами вступительного испытания. Сейчас льгота при поступлении в военные ВУЗы существует только для военнослужащих, имеющих стаж службы более 20 лет, а для детей сотрудников МВД, ВНГ такой льготы нет.
Эту несправедливость надо ликвидировать заявил Хинштейн, — предоставив детям сотрудников органов внутренних дел и войск национальной гвардии, стаж службы которых составляет 20 и более лет, а также детям бывших сотрудников, уволенных со службы в указанных органах и имеющих стаж службы 20 и более лет, аналогичное преимущественное право зачисления в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении МВД России и Росгвардии.
Хинштейн предложил также внести в законодательство еще одну категорию абитуриентов, имеющих право без вступительных испытаний зачисляться в ВУЗы, осуществляющие подготовку кадров в области обороны и безопасности обеспечения законности и правопорядка.
Речь идет о детях военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, а также о детях сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов прокуратуры и Следственного комитета, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей.
Хинштейн заявил, что дети героев имеют право и возможность поступать в профильные ВУЗы без вступительных испытаний. Он подчеркнул, что эта мера упрочит кадровый потенциал правоохранительные органов и вооруженных сил и обеспечит необходимый социальный лифт, потому что значительная часть этих детей сейчас обучаются в суворовских и кадетских учреждениях.
«Мы говорим о том, что сын погибшего офицера может иметь право льготного поступления в военный ВУЗ или ВУЗ правоохранительной системы ,поскольку отец его погиб на служебном Родине» , — сказал парламентарий.
Хинштейн в заключении своего выступления рассказал о разработанном им законопроекте, в котором предлагается предусмотреть право на отчисление не достигших 15-летнего возраста курсантов кадетских учебных заведений, в качестве крайней меры дисциплинарного взыскания, когда иные меры дисциплинарного взыскания и педагогического воздействия не дали результата. Сейчас такой нормы в законодательстве не существует, и обучающиеся, не достигшие 15 лет не могут быть исключены за неудовлетворительные оценки или плохую дисциплину. Невозможность отчисления учащихся из федеральных государственных общеобразовательных организаций, имеющих целью подготовку к военной или иной государственной службе, даже при неоднократном совершении ими дисциплинарных проступков (систематические нарушения правил внутреннего распорядка, устава образовательной организации, правил проживания) отрицательно сказывается на других учащихся и негативно влияет, как на состояние дисциплины, так и на сам образовательно-воспитательный процесс.
В информации, предоставленной руководством, Росгвардии приводятся цифры, с каким количеством кадет на сегодняшний день ничего невозможно сделать. В кадетском училище существует проблема отчисления 4 кадетов до 15 лет: 3 по неуспеваемости и 1 по дисциплине. Объявляются замечания, взыскания, но они никак на этих подростков не действуют. И это проблема всего образовательного процесса, потому что пример этот разлагающе действует на других.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев поддержал предложения Александра Хинштейна, и в своем выступлении отметил, что одна из главных причин проведения «круглого стола» — просьбы руководства правоохранительных органов усовершенствовать законодательство о кадетском и суворовском образовании. Необходимо прописать законодательно должную реакцию на те ситуации, когда учащиеся в возрасте до 15 лет совершают грубые поступки, и отсутствие возможности должной реакции на его поведение, такой как отчисление, сдерживает наведение порядка и укрепление дисциплины, тем более, что впереди учащимся предстоит серьезная работа либо в правоохранительных органах, либо военная служба. Мы хотим, подчеркнул глава Комитета, чтобы там проходили службу люди, которые с детства настроены на уважение закона. И обязательно, сказал он, нужно решить вопрос с обучением детей, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей, чтобы у них было преимущественное право поступления в такого рода учебные заведения. Дети, родители которых отслужили в органах правопорядка или в армии более 20 лет, тоже, на наш взгляд, подчеркнул глава Комитета, вправе рассчитывать на возможность поступить в кадетские учебные заведения и в вузы на льготных условиях.
Василий Пискарев подчеркнул, что эти предложения были проработаны в Комитете по безопасности и противодействию коррупции и выдвигаются на обсуждение. Он также сообщил о готовности создать совместно с Комитетом по образованию и науке рабочую группу по подготовке законопроекта об этом.
Участники «круглого стола» обсудили законодательную инициативу, в соответствии с которой эта ограничительная норма – невозможность отчисления учащегося, не достигшего 15 лет – будет снята по отношению к тем, кто учится в специальных образовательных учреждениях, подведомственных федеральным органам власти. Предлагается, чтобы порядок применения мер дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления устанавливался не как сегодня предлагает закон – Министерством просвещения России, а каждым органом самостоятельно, по согласованию с Министерством просвещения. При этом в законопроекте предлагается прописать гарантии соблюдения конституционного права ребенка на его обучение. Прописывается механизм, которым в случае отчисления за неоднократное нарушение порядка и дисциплины в течение месяца подросток должен быть принят в другое образовательное учреждение.
Статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Николай Панков сообщил, что сегодня в ведении военного ведомства находится 31 образовательная организация, в которых ведется обучение несовершеннолетних граждан. В них обучается свыше 14 тысяч человек, в том числе более 1000 девочек. Эта форма обучения является очень востребованной, конкурс чрезвычайно высок. У каждого обучающегося есть рабочее место, оснащенное компьютером и личный ноутбук. Учащимся обеспечено высокое качество обучения. По обязательным предметам ЕГЭ «Русский язык» и «Математика» за последние три года средний балл вырос на 22,15%, по физике на 7%, по обществознанию – на 5%. По математике в 12 училищах имеются ученики, набравшие по результатам ЕГЭ до 90 баллов и выше. 24 выпускника училищ набрали 100 баллов. 224 ученика признаны высокобалльниками, набрав 90 и более баллов.
Николай Панков отметил, что, может быть, стоит в ведомственных нормативных актах чётко регламентировать все вопросы отчисления подростков из суворовских, нахимовских и кадетских училищ, но и на законодательном уровне эту меру реализовывать надо.
Он также подчеркнул, что необходимо доработать законодательство о внеконкурсном зачислении в высшие учебные заведение детей погибших военнослужащих. В обязательном порядке эти вопросы нужно урегулировать законодательно. Николай Панков также предложил законодательно урегулировать вопрос проведения освидетельствования кандидатов на поступление в довузовские учебные заведения с привлечением военно-врачебной комиссии.
Заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Олег Плохой в ходе обсуждения высказался в поддержку предложенных поправок, касающихся детей сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии в части установления льгот.
Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов отметил, что вузы сами должны решить, принимать ли студентов без сдачи ЕГЭ. ЕГЭ сдается в школе, но результаты в данном случае не будут учитываться при поступлении. В ответ Николай Панков заметил, что речь идет о небольшом количестве детей, которые потеряли родителей. Кроме того, Вячеслав Никонов отметил, что нужно информировать родителей о возможном отчислении ребенка до того, как это произойдет. Он также предложил проработать вопрос о возможности льготного поступления детей погибших сотрудников не только в учебные заведения того ведомства, в котором служил отец, но и в учебные заведения других ведомств силового блока. Александр Хинштейн при этом заметил, что получено одобрении концепции предложенных поправок от пяти ведомств, имеющих подобные учебные заведения, а также от Министерства просвещения.
Итоги обсуждения подвел Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, который предложил ведомствам направить свои предложения в Комитет для их обобщения, чтобы оперативно подготовить законопроект к внесению в Государственную Думу.