Карта сайта

В центре внимания - модернизация образования

 

Президент России Владимир Путин в своем Послании совершенно четко обозначил один из важнейших и актуальнейших приоритетов государства и общества: «нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит, обновить содержание образования, сохранив при этом наши традиции и преимущества, ведь школа не просто передает набор знаний - сегодня качественное обучение без воспитания невозможно». Многое из сказанного главой государства в нашей области уже стало реальностью: с каждым годом в губернии открываются все больше новых образовательных центров. А в этом году в райцентре Кошки сдадут долгожданный центр, рассчитанный на 1175 школьников

В последнее десятилетие происходит тихая революция в содержании, методах и организации народного образования. Особое внимание уделяется сельским районам и малым городам. По инициативе самарского губернатора Николая Меркушкина эта работа получила новый импульс и мотивацию к развитию. Вот что об этом сказано в Послании главы региона еще 2012 года: «Система образования призвана стать реальной и важнейшей составляющей «социальных лифтов». Только тогда, когда их основой является реальная конкуренция знаний, упорства и трудолюбия, общество становится богаче, а человек - успешнее».

Главная идея России

 

Как показывает опыт истории, народы и цивилизации становятся великими не только благодаря обширности расселения, выгодам географического положения, природным богатствам и численности. Это, конечно, важно и имеет большое значение, но все-таки самое почетное место в галерее достижений рода человеческого обеспечивает именно отношение к образованию. Способность копить и приумножать свои знания и умения; практично и обдуманно заимствовать и применять чужие - в этом главное.

Мы же до сих пор - по заложенной еще с советских времен соревновательной привычке - не без зависти поглядываем на Америку: прикидываем, чему надо, а чему и не стоит у нее учиться. И вот что уж точно достойно подражания: вместе с первым урожаем, вместе с первой церковью переселенцы на диком американском берегу заложили и Гарвардский колледж, первый будущий университет.

Слово «первый» мелькает часто, подчеркивая приоритетность задач и действий. И не случайно в Послании Президента Владимира Путина народам великой России первостепенное, на мой взгляд, внимание было уделено развитию образования. Начиная от самой концепции «экономики знаний» и заканчивая выпускными и вступительными сочинениями, платой за общежития, органической связи детсада и школы... Глава государства, что называется, зрит в корень: качество «человеческого капитала» решает все. Российское экономическое чудо должно убеждать другие народы не только ракетами, подлодками и танками, но и качеством жизни своих граждан. Не средне-усредненным, а индивидуально-достойным, для всех и каждого. От столичного банкира до селянина из дальней деревни.

У России тоже есть своя идея на все времена - простая, но праведная истина: учись всю жизнь и трудись всю жизнь. Для того тебя и родили, для того Бог и возложил на тебя право на жизнь и долг перед всеми живущими. Но вот какая она, нынешняя провинциальная школа, откуда свой жизненный путь начинают наши дети?

Давайте школы самарской «глубинки» условно разделим на три категории. На так называемые малокомплектные школы, обычные образовательные «11-летки» и крупные современные образовательные центры.

Начнем с первых. «Малокомплектные» - это чуть больше или много меньше ста учеников. В отдаленных маленьких поселениях - именно такие. Учитель в них - герой труда. Говорю без иронии, потому что у него в «классах» с 1-го по 9-ый, например, от трех до семи учеников. Он преподает и арифметику-математику, и русский язык, и ботанику, и физику, и физкультуру, а на факультативах еще поет и рисует. Поэтому с подготовкой и оснащением учебного процесса в таких «малокомплектных»- вечные проблемы, ведь везде и сразу никогда не успеешь...

С недавних пор школьное образование в губернии - за исключением Самары и Тольятти - на содержании и под управлением областного правительства. Но если обеспечивать всем каждую школу в деревне на полсотни дворов - так никакого бюджета не хватит. А там живут люди, и у них растут дети, которым общество, государство обязано дать все возможности для реализации своего потенциала. Ведь именно в школе дети обретают цель в жизни, понимают, кем хотят стать и к каким высотам им следует стремиться. И именно в современной школе ребенок должен увидеть и понять, что будущее у него есть, что перспективы - безграничны.

Сколько великих умов, созидавших Россию, породила провинциальная глубинка! Наверняка и сейчас в малых городах и селах нашей губернии растут сотни, а может, и тысячи новых ломоносовых. Останутся они на своей малой Родине, отучившись и став классными специалистами или нет, - это зависит от многих факторов. 

Если хотите, стране невыгодны «социальные инвалиды» - затюканные неблагоустроенным бытом пессимисты. А для достижения лучшего качества жизни и для ребенка, и для его родителей есть сильная мотивация: «Не выучишься - не сделаешь - не добьешься». Но! Реализация поговорки: «где родился, там и пригодился» должна быть возможностью, а не обреченностью. 

Что делать? Закрывать сельские, в первую очередь, малокомплектные школы? Всех учеников свозить в райцентры по интернатам? Сельский учитель против. Это ЕГО школа. Он один из самых состоятельных жителей деревни. У него зарплата за 25 тысяч - круглый год, с гарантией. Плюс хозяйство, с которым селяне всегда помогут: как же учителю не помочь, он же детишек наших учит. Сельский учитель, если хотите, лидер общественного мнения. Логика против ликвидации «малокомплекток» проста: закроете школу - умрет деревня. Народ разбежится и - все: брошенные поля, тотальное запустение, а в магазинах - «ножки Буша». Это проблема, и большая проблема для некоторых регионов. А вот как с ней справляются в нашей губернии?

 

Контроль и порядок

 

Образовательные центры стали создавать в Самарской области лет десять назад, где-то с 2003 года. Сомнений, трудов и споров было много. Спасибо настойчивости и умениям тогдашних областных министров образования и науки, сначала Ефима Когана, потом Дмитрия Овчинникова. И еще многих-многих «героев невидимого фронта» народного образования. В результате этой «эволюционной революции» сегодня в губернии создана вполне жизнеспособная модель, на зависть многим другим регионам.

Итак, структура этой модели: на малокомплектные школы оставлено начальное образование в малых поселениях. Дети там учатся, как правило, с 1-го по 4-ый класс. Они при родителях: отучился и домой. Далее эстафету берут обычные средние школы, кроме которых есть самые крупные и современные - образовательные центры с численностью порядка тысячи учеников. В них учатся дети не только из этого поселения, но и целого ряда окрестных деревень. Привозят-отвозят на специальных автобусах. Желтеньких таких, с надписью «Дети». Ну прямо как в Америке. Все строго регламентировано: время в пути не более 30-40 минут в один конец, ГИБДД и прокуратура строго контролируют техсостояние транспорта, качество дорог и квалификацию водителей. Кстати, ежегодно на обеспечение перевозок сельских школьников областное министерство образования и науки выделяет более 300 млн рублей.

При некоторых образовательных центрах есть и интернаты. Но в любом случае, школьники здесь заняты делом целый день. Все по графику, чередуя учебу и отдых. Питание - хороший обед за 18 рублей. Знакомый педагог рассказал, что самое вкусное, что ел за год - молочная каша в Кинель-Черкасском образовательном центре. Хотите проверить лично? Даю адрес: Хворостянский район, Масленниковская школа. 

Не вдаваясь в подробности, скажу: разница между старой деревенской школой и современным образовательным центром - огромная. В технологиях преподавания и квалификации учителей, в оснащении, в системе оплаты, а это опять-таки мотивация и отбор педагогов.

Учредителями школ в губернии, пока за исключением Самары и Тольятти, являются Министерство образования и науки области - ведомство отвечает за учебный процесс, и Министерство имущественных отношений, зона ответственности которого - материально-техническая база. Здания, как правило, находятся в муниципальной собственности. И муниципалитеты передают их в безвозмездное пользование учебным заведениям, тем же школам, теперь они официально именуются ГБОУ - государственное бюджетное образовательное учреждение.

Группы небольших муниципалитетов или отдельные крупные создают предприятия по обслуживанию учебных заведений. Получается следующее: областные власти избавили местное самоуправление от самых хлопотных и затратных функций - образования и здравоохранения. Но подробнее об этом - в другой раз. А сейчас вот вам факт: местное самоуправление в нашей губернии не ущемляют, а помогают ему встать на ноги. В том числе помогают создать дополнительные рабочие места по ремонту и обслуживанию объектов образования. Директора школ возрадовались: с них сняли «головную боль» за текущую крышу, разбитое стекло, состояние отопления. И теперь они могут заниматься собственно организацией учебного процесса.

Кстати, о директорах. Проблема «добровольных» пожертвований и прямых поборов с родителей в селах не стоит так остро, как в мегаполисах. Директорам, путающим разные «карманы», не дают резвиться. Потому что и «сверху» - мощный контрольный аппарат министерства, и «снизу» - зоркая родительская общественность, которая «в случае чего» знает, куда сигнализировать.

Что же, попробуем подвести итоги - «за» и «против» работающей под крылом областного правительства образовательной системы. По сути, это «за» и «против» губернского детища - образовательных центров.

Аргументация «против»: перевозки детей небезопасны. Но за последние годы серьезных ДТП со школьными автобусами что-то не припомню. Сумели наладить контроль. Второе: «ребенка отрывают от семьи» - мол, а вдруг ребенка из маленькой деревни будут обижать в большом классе? А что, нужно плодить «маугли»? Чтобы кругозор был как в поговорке «слаще репы не едим и дальше мельницы не ходим»? Тогда вообще лучше от мамаши не отлучать, а то и кошка обидит. И третье: теряется «индивидуализация» обучения. Ну, это зависит только от конкретного педагога, его умения и желания. 

А что же из фактов «за»? Современные школы полного цикла, а уж тем более образовательные центры - это современное оборудование и технологии преподавания, соответствующая квалификация учителей. У ребенка синергетически развивается интеллект и расширяется круг общения. У него есть выбор - чему учиться. Он становится социально мобилен. Хочешь плавать в бассейне - вот он. Чувствуешь способности к языкам - учи хоть три. Хорошо «шаришь» в компьютерах и руки «золотые» - вот тебе мастерские с необходимым оборудованием.

Образовательные центры - это выход на конкурсы, соревнования и олимпиады любого уровня вплоть до международных. Это возможность, благодаря поддержке руководства области, возить детей в городские театры, на экскурсии по родному краю и за его пределы. Одним словом, это по-настоящему путевка в жизнь.

А деревенские школы закрывать никто не собирается, и меньше их в последние годы не становится - они постепенно превращаются в филиалы образовательных центров. И, если уж на то пошло, то рабочие места в селах создает не школа. Создает их как раз та молодежь, которая, отучившись, возвращается в родные места.

 

Частный случай

 

В конце июля минувшего лета губернатор Николай Меркушкин побывал с рабочим визитом в Кошкинском районе. Посетил глава региона и Кошкинский образовательный центр. В губернии уже немало таких - 167, и обычно среди лучших называют Кинель-Черкасский, Кротовский, Георгиевский. Но с Кошкинским - история особая. Проект этого центра был создан еще 12 лет назад. С тех пор пересматривался трижды. Строительство «замораживали» на годы.

Причин много: с одной стороны, слишком «широко размахнулись» кошкинцы. Ведь их «цитадель просвещения» со всеми удобствами и достижениями образования рассчитана на 1175 мест. И ценой под 900 млн рублей. Но с другой стороны, далеко и уверенно смотрел в будущее идеолог и вдохновитель этой стройки многолетний директор Кошкинской школы, заслуженный учитель России, орденоносец Борис Петрович Бембетьев. Делом своей жизни сделал он народное образование, воспитал немало героев труда, докторов наук и академиков. Для него, как и для всех жителей района, приезд губернатора обозначил решительную завершающую стадию в истории долгостроя.

Во-первых, Николай Меркушкин приехал убедиться в том, насколько эффективно тратятся отпущенные в 2013 году на строительство 320 млн рублей. Внимательно осмотрел учебные аудитории, бассейн, комнаты интерната гостиничного типа. Дал строгую оценку некоторым излишествам, которые будут удорожать дальнейшую эксплуатацию (обилие мансардных окон и пр.). Смета по-прежнему слишком раздута, это и есть одна из главных причин долгостроя - таков был вердикт губернатора. Но главное, что ощутили кошкинцы после визита главы области - это то, что их «малый университет» наконец-то будет достроен. И сделано все будет качественно и красиво.

В первые же дни после визита Борис Бембетьев делился впечатлениями: «Строительство было законсервировано и возобновилось с приходом нового губернатора. Идет финансирование, потоком идут машины со стройматериалами, на объекте полно рабочих, трудятся с утра до позднего вечера... Губернатора интересовало все: сколько детей будет учится, как организован подвоз из других поселений, сколько автобусов...».

Мне довелось побывать в Кошках в середине октября. Среди строителей суета: готовились к пробному заполнению бассейна. Однако, выполнение указаний губернатора, кстати, крайне существенных, немного скорректировало порывы некоторых чиновников: «сдадим к Новому году!».

«Меня не беспокоит, - говорит бывалый директор Бембетьев, - если школу запустят 1 сентября 2014 года. Лишь бы все доделали без спешки и качественно. Дорого яичко ко святому дню, а новое здание - в новом учебном году».

Кошкинскому району, который из крепких середняков рвется в лидеры, такой образовательный центр жизненно необходим: здесь и начальная, и средняя, и профессиональная школы - все на уровне 21 века, все под одной крышей.

 

По материалам газеты «Волжская коммуна»

www.vkonline.ru