Карта сайта
5 декабря 2012, 10:04

Алексей Ушамирский: Задача бюджета – стабилизировать ситуацию

Интервью председателя комитета Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике, заместителя секретаря регионального отделения «ЕДИНОЙ РОССИИ» Алексея Ушамирского газете «Волжская коммуна».

- Бюджет 2013 года практически сформирован. Что было нового в подходах к его формированию? В чём отличия от прошлогоднего?

- Подходы к формированию бюджета начали меняться ещё с 2007 года. Уже тогда бюджет стал верстаться на основе реестра расходных обязательств главных распорядителей бюджета – министерств и ведомств. Кроме того, пять лет назад мы перешли на трёхлетний период планирования. Так что структура бюджета не отличается. По своим параметрам бюджет 2013 года выглядит, конечно, лучше, чем в кризисные годы. Мы отмечаем рост собираемости налогов, и это нашло своё отражение в бюджете. Он сформирован с профицитом, что, кстати, и было запланировано ещё два года назад, поскольку мы вступаем в трёхлетний период погашения государственного долга Самарской области. До 2015 года область намерена снизить уровень долговой нагрузки с 42,6% до 25,2%. Николай Иванович Меркушкин неоднократно обращал внимание депутатов на необходимость сокращения долговой нагрузки на бюджет, и в этом мы окажем ему всяческую поддержку.

- На ваш взгляд, насколько сбалансированным получился бюджет? Какое определение вы бы ему дали? Это скорее «социальный бюджет» или «бюджет развития»?

- Конечно, бюджет социальный. Только зарплата работников бюджетной сферы в нём занимает ровно одну треть – более 35,6 млрд рублей. Но с учётом мероприятий по повышению эффективности расходования средств бюджета, которые сейчас реализуются командой губернатора, мер на привлечение инвестиций в 2013 году, мы ожидаем существенного увеличения числа проектов, направленных на развитие инфраструктуры и экономики в целом Самарской области.

Не стоит преувеличивать роль бюджетных расходов в развитии региона. Задача бюджета – стабилизировать ситуацию, создавать условия для развития экономики, развивать инфраструктуру под новые инвестиции. В этом плане бюджет сбалансирован. В нём заложены средства на завершение начатых объектов и строительство новых. В течение трёх лет планируется увеличение дорожного фонда – с 8,7 млрд рублей в 2013 году до 10,3 млрд в 2015 году.

- Как вы оцениваете предложенную областным правительством новую финансовую систему взаимоотношений с муниципалитетами?

- Очень грамотное и своевременное решение, которое стимулирует повышение качества управления муниципальными финансами. Если система контроля расходования средств главными распорядителями областного бюджета уже достаточно хорошо отлажена – работают Счётная палата, прокуратура, другие контролирующие ведомства, то оперативно выявить нарушения в муниципалитетах не всегда получается. И не всегда нарушения связаны со злым умыслом, велика доля некомпетентности. В этом плане новая система позволит оперативно контролировать муниципалитеты по заранее определённым параметрам, понятным им, и даже поощрять муниципалитеты за наилучшие показатели. Новая система существенно сокращает перечень дотаций муниципальным образованиям. Сейчас остаются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 2 млрд рублей и две стимулирующие – на повышение качества управления финансами в размере 100 млн рублей и на поощрение за наилучшие показатели 50 млн.

Остаются субвенции на обеспечение госполномочий в размере 7,9 млрд рублей и субсидии на решение вопросов местного значения – 11,5 млрд рублей. С 2013 года муниципалитетам предусмотрены стимулирующие субсидии в размере 2,7 млрд рублей, которые будут выделяться с учётом выполнения показателей социально-экономического развития, это мощный стимул для муниципалитетов по активизации сбора земельного налога, акцизов. Кроме того, за счёт перехода с 1 января 2013 года на одноканальную схему финансирования учреждений здравоохранения за счёт средств ТФОМС у муниципалитетов в следующем году высвобождаются средства в размере 1,5 млрд рублей, которые пойдут на решение вопросов местного значения. Таким образом, в 2013 году муниципалитеты области получат хороший импульс в своём развитии, важно только грамотно распорядиться предоставленными возможностями.

- Как вы относитесь к отказу от практики создания согласительной комиссии? Как решаются спорные вопросы по бюджету теперь?

- Я один из авторов идеи отказа от согласительной комиссии и последовательно отстаиваю свою позицию в этом вопросе с 2008 года. Согласительная комиссия создаётся, если возникает конфликт между разработчиками бюджета и депутатами. Какая может быть согласительная комиссия, если депутаты практически единогласно голосуют за бюджет в первом чтении, соглашаются с его параметрами? Для депутатов бюджет в первом чтении - не новый документ. Он проектируется за три года до его принятия в рамках формирования бюджета «трёхлетки». Кроме того, профильные комитеты думы в течение года отрабатывают вопросы формирования и исполнения бюджета со своими профильными министерствами и другими распорядителями. Таким образом, к принятию бюджета и правительство, и депутаты выходят подготовленными. Остаётся небольшое число позиций, по которым мы договариваемся на этапе второго чтения. Какая согласительная комиссия? В самом её названии уже заложен конфликт. У нас другая задача, мы должны конструктивно работать, а не превращать важнейший процесс принятия бюджета в площадку для самопиара нескольких депутатов.

- Сколько поправок в бюджет-2013 внесли депутаты? Какая часть из них будет учтена, сколько внесено в «лист ожидания»?

- От депутатов, Правительства Самарской области и глав Самары и Тольятти в общей сложности поступило 88 поправок на сумму более 11 млрд рублей на три года, из них 9,9 млрд рублей по 2013 году. 6 поправок было решено отклонить, а 16 нашли своё отражение в законе о бюджете. Основная часть предложений - 66 - будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета в следующем году.

- Как бы вы охарактеризовали поправки? Какие из них вы считаете наиболее важными?

- Условно все поправки можно разделить на две части. Первая – поправки областного правительства. В этом году их 10, и они связаны с отражением в областном бюджете федеральных денег. Остальная масса поправок – это предложения депутатов и муниципалитетов, связанные с вопросами финансирования насущных социальных проблем - строительства объектов образования, культуры, ФОКов, предложения по увеличению средств на благоустройство и ремонт дорожной сети, финансированию отдельных категорий граждан. Каждая поправка важна и обсуждается.

- Как бы вы оценили шансы получить финансирование тех статей расхода, которые в него внесены? Какая часть аналогичного списка была исполнена в этом году после внесения изменений в бюджет?

- У меня есть уверенность в том, что большая часть поправок найдёт источники финансирования в следующем году, как и те 65% поправок, которые были внесены в 2011 году при рассмотрении бюджета-2012. В этом году мы не видим откровенно популистских поправок, заведомо неисполнимых. Большинство из предложений депутатов этого года проработаны и обоснованы.

- Это первый бюджет, формируемый новым правительством. На ваш взгляд, насколько «сработались» депутаты и руководители новых министерств? Удовлетворяют ли думу механизмы взаимодействия, насколько министры доступны для парламентариев?

Я могу судить по работе бюджетного комитета. Мы находим взаимопонимание по всем вопросам работы. За время обсуждения бюджета в профильных комитетах на все возникшие у депутатов вопросы были получены исчерпывающие ответы. Ну и конструктивный процесс обсуждения предложений на последнем заседании нашего комитета и единогласное решение рекомендовать бюджет к принятию во втором окончательном чтении говорит о том, что качество взаимодействия правительства и губернской думы находится на высоком уровне.

http://www.vkonline.ru/

Ссылка для блогов