Карта сайта
20 ноября 2012, 09:53

Александр Фетисов: На рынке ЖКХ должна быть конкуренция

Интервью секретаря регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председателя Думы городского округа Самара Александра Фетисова в газете «Волжская коммуна».

- Депутаты работали над проектом бюджета города с 1 ноября. Удовлетворены ли вы сроками поступления документа в Думу? Как вы оцениваете перспективы его принятия?

- Проект бюджета поступил в городскую Думу в соответствии со сроками, предусмотренными законодательством. Работа началась с презентации документа главой города Дмитрием Азаровым. Дальнейшее обсуждение, на мой взгляд, было достаточно активным и завершилось детальным разбором в комитете по бюджету и налогам. Он аккумулировал предложения всех остальных комитетов, в соответствии с которыми мэрии предстоит поработать. И я полагаю, что на заседании Думы бюджет в первом чтении будет принят.

- В прошлом году бюджет был принят 1 декабря. В этом же году своеобразный рекорд поставил Тольятти, приняв бюджет сразу в двух чтениях. Самара не может последовать этому примеру?

- У этой медали есть две стороны. Кропотливая работа не может подразумевать какого-то «чапаевского наскока». Но и затягивать не имеет смысла, поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы бюджет был принят в первых числах декабря, если не будет каких-либо политических причин, которые бы могли этому помешать. Я думаю, после принятия бюджета в первом чтении депутаты начнут «вгрызаться» во многие вещи, которые стоят за основными параметрами.

Что касается тольяттинского опыта, то мы не будем им пользоваться. Наверное, у наших коллег из Тольятти были основания для подобных действий. Там есть своя специфика, которая основывается на скорейшем вхождении в областные программы. Кроме того, Дума Тольятти только ищет пути взаимодействия с новым мэром. Мы же таким составом принимаем фактически уже второй бюджет.

- Что, на ваш взгляд, отличает проект бюджета-2013 от предыдущих периодов? Мэр города назвал его бюджетом строжайшей экономии...

- На самом деле, каких-то коренных отличий нет, бюджет остаётся социально направленным. Почти 70% расходов предусмотрено на социальные нужды - 37,3% на образование, 22% на ЖКХ. В средствах на образование возрастает удельный вес расходов, связанных с денежным содержанием учителей, о необходимости чего говорили и Президент России Владимир Путин, и губернатор Николай Меркушкин.

Отличие этого проекта бюджета связано с посылом, который исходит от губернатора – экономить в расходах на содержание органов местного самоуправления. Я согласен с тем, что надо начинать с себя: Дума сократит на 20% свои расходы – представительские, на участие депутатов в выездных семинарах, на СМИ. Нашим пиаром должны стать позитивные изменения, происходящие в городе. Лучше, если человек выйдет в благоустроенный двор, чем десять раз прочитает о программе по благоустройству в газете.

- На чём ещё может экономить бюджет?

- Важнейшее направление этой работы, инициированное депутатским корпусом, - иные подходы к составлению проектно-сметной документации (ПСД) - важно провести оптимизацию на этом уровне, чтобы минимизировать издержки. К сожалению, сложилась уже многолетняя традиция, когда составление ПСД стало определённым бизнесом. Более того, разработанная документация порой не соответствовала требованиям, и за бюджетный счёт приходилось её переделывать.

- Есть у вас замечания к проекту бюджета?

- Если говорить о недостатках, то нам хотелось бы, чтобы более детально была расписана расходная часть. Есть вопросы, связанные с благоустройством, с другими направлениями. Я думаю, перед вторым чтением все детали будут уточнены.

- Те параметры бюджета, которые Думе предстоит принять, пока не учитывают средства вышестоящих бюджетов. Как будет вестись эта работа?

- Эта работа на самом деле уже ведётся. В первую очередь, она проходит в Правительстве области, во всех профильных министерствах. Не секрет, что губернатор лично участвует в рассмотрении вопросов, касающихся столицы региона.

- Приоритетными направлениями вновь провозглашены ремонт дорог и капремонт жилых домов. Но если по последнему депутаты потребовали увеличения финансирования в два раза, то расходы на первое даже не пытались увеличить, почему?

- Увеличить расходы сразу по всем статьям мы не сможем, просто от нашего желания количество денег в бюджете не увеличится. Это будет перекладыванием из одного кармана в другой. И приходится выбирать: можно было оставить в бюджете предложенные мэрией 250 млн. рублей на капремонт и такую же сумму добавить не на эту же статью, как мы просим, а на дороги.

Но мы руководствуемся в первую очередь запросами людей. Так вот, никто не приходит к депутату с жалобой на плохие дороги. Все говорят о текущих крышах, затопленных подвалах, других проблемах в коммунальной сфере. И депутаты настаивают на том, что 500 млн. рублей на капремонт в бюджете 2013 года должны быть прописаны сразу. Только тогда будет 100% гарантия, что деньги будут использованы по назначению. И не случайно вопрос капремонта при рассмотрении бюджета стал самым острым.

- Существует мнение о том, что можно сконцентрироваться на каком-то одном направлении, хотя и в ущерб другим потребностям. Приемлемо ли это для Самары?

- Я думаю, это невозможно. Городское хозяйство – сложный механизм, и если увлечься чем-то одним, потери в других отраслях городского хозяйства могут стать необратимыми. Невозможно не уделять внимание ремонту домов, делая дороги, и наоборот, бросить абсолютно все средства на ЖКХ.

Если говорить о дорогах, то 797 млн. рублей, которые запланированы на 2013 год, это тот максимум, который мы могли себе позволить. Опять же, для нас очень важен ЧМ по футболу, который в ближайшей перспективе откроет для Самары возможности, в том числе по модернизации дорог.

- В чём, на ваш взгляд, причины того, состояние в котором сейчас находится сфера ЖКХ в Самаре?

- Причин тяжёлого состояния ЖКХ множество, и Самара здесь не уникальна, иначе бы ситуация не вышла на уровень Президента. А Владимир Путин охарактеризовал в целом ситуацию в ЖКХ страны, как катастрофическую. И когда мы пытаемся говорить людям о том, что они стали собственниками жилья, не надо забывать, в каком состоянии оно им досталось. Ведь ЖКХ в Самаре, как и по всей стране, как тришкин кафтан - здесь чинят, а тем временем в другом месте рвётся. И оставлять людей с этими проблемами один на один – это, мягко говоря, не совсем государственный подход.

- От управляющих компаний многое зависит в деле наведения порядка в сфере ЖКХ?

- К работе управляющих компаний (УК) сейчас приковано особое внимание. Две трети жилого фонда Самары управляется несколькими крупными УК и, на мой взгляд, их управленческий штат не в силах организовать качественное обслуживание домов. Некоторые организации, видя, что не могут качественно осуществлять свои функции, пускаются во все тяжкие.

Я считаю, что на рынке УК должна быть конкуренция. Когда у нас будут не только крупные монстры, а большое число небольших УК, борющихся за потребителя, тогда и качество услуг будет повышаться.

С другой стороны, очень важно нам самим организовываться. Сейчас идёт работа по созданию Советов многоквартирных домов. В этой деятельности активное участие принимают депутаты, «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Понимая, что это болевая точка, в Партии был создан проект, в рамках которого активисты встречаются с жителями, помогают в этой работе.

Примеры того, что мы делаем необходимую работу, есть. В округе может быть два одинаковых дома, но в одном активные жители создали ТСЖ и совет МКД, а в другом нет. Так вот в первом председатель проверяет выполняемые работы, без него подрядчик никогда документы не подпишет. В результате там и работы проводятся качественно, и УК несколько раз не спишет с жителей деньги за одну и ту же работу.

- Но и муниципалитет не должен оставлять эту сферу без контроля, достаточно ли у него рычагов для этого?

- Безусловно, функции регулятора должны оставаться у государства. И городская власть не оставляет этот вопрос без внимания. У муниципалитета здесь множество возможностей: есть свой жилой фонд, есть специалисты, которые в состоянии проанализировать отчётность, качество, сроки и стоимость ремонта, а в случае негативного результата воздействовать через правоохранительные органы.

Причём важно, когда такой контроль осуществляется совместно с депутатским корпусом. Например, звучало предложение штрафовать УК за ненадлежащее качество работы. Только здесь возникает вопрос, не отразится ли это на кошельках жильцов, ведь откуда у добросовестной УК могут быть деньги? Это бизнес, который не может быть прибыльным, тем не менее, многие туда стремятся.

- Ещё одна актуальная для Самары проблема и важная статья расходов бюджета — благоустройство города. Что изменится в этой сфере после наделения в 2013 году районных администраций финансовыми полномочиями?

- Если говорить военным языком, главы администраций районов, находясь на передовой, оставались без боеприпасов. Многие главы районов – бывшие офицеры, и они поймут такое сравнение. Ведь когда на подконтрольных им территориях возникают какие-то проблемы, именно им они видны в первую очередь, именно к ним приходят люди с жалобами. При прежней схеме в таких ситуациях главам приходилось по очень длинному плечу, через департаменты, запрашивать средства, проводить согласования и т.д., что занимает очень много времени. Естественно, наделение районов средствами позволит им оперативно и целенаправленно реагировать на возникающие проблемы.

Вместе с этим был поднят вопрос и о том, что у депутатов также должен быть окружной фонд. Депутаты приближены к людям, наверное, даже ещё больше, чем главы районов, и они знают о проблемах каждого двора в округе - где нужно дерево спилить, где бордюрный камень поправить, где что-то заасфальтировать и т.д. Глава города нас заверил, что в каждом округе будут формироваться титульные списки необходимых мероприятий по благоустройству. Мы надеемся, что они будут подкреплены и финансированием из бюджета – соответствующие рекомендации также приняты бюджетным комитетом. К тому же у нас есть положительный опыт такой работы – в 2012 году на каждый округ было выделено по 1 млн. рублей на установку во дворах малых архитектурных форм – горок, качелей и пр.

В целом финансирование работы в округах и районах позитивно отразится на общем облике города. Но наделение деньгами – это не только возможность решать проблему, но и ответственность. Теперь уже глава района не сможет оправдываться тем, что куда-то звонил, не дозвонился, отправил бумагу, ему не ответили. Не сможет заявлять, что не знает, что происходит на территории, потому что за неё отвечает тот или иной департамент.

- Какие ещё системные изменения должны произойти, чтобы Самара выглядела более благоустроенной?

- Важно участие города в целевых программах. Например, они касаются озеленения, освещения, содержания фасадов. Они действительно необходимы, ведь фасады зданий даже на центральных улицах, той же ул. Куйбышева, далеки от совершенства. Говоря о программах, мы опять возвращаемся к теме Чемпионата Мира, как уникального шанса преобразить город. Но всё это требует и от городских властей качественной, профессиональной подготовки документов, чтобы получить средства вышестоящих бюджетов.

Должна вестись работа и с представителями бизнес-сообщества. Благодаря действиям предыдущих городских властей у Самары осталось немного недвижимости. И даже вокруг площади Куйбышева большинство зданий кому-то принадлежат. На первых этажах располагаются разные магазины, банки и т.д. Но их владельцам надо научиться быть ответственными, содержать свою территорию надлежащим образом. Ведь они не только зарабатывают на этой территории, к ним приходят люди, и если содержать её нормально, не по-свински, то и на бизнесе это в итоге скажется. У города нет возможности обязать таких предпринимателей ухаживать за прилегающей территорией, хотя эта работа ведётся. Но, к сожалению, одного только доброго слова не всегда бывает достаточно. В этом отношении нам предстоит, основываясь на опыте других городов, разработать соответствующие нормативно-правовые акты.

- Здесь ещё и вопрос культуры актуален...

- К сожалению, мы сокращаем расходы на культуру, но из этого направления многое проистекает, в том числе и благоустройство. Но культура - это и пустая банка от лимонада или окурок, не выброшенный из окна машины. Это бережное отношение к городу. Если уделять ей внимание, мы не будем сталкиваться с порванными сетками на футбольных полях и пикниками на траве. В ходе одной из акций по наведению общественного порядка в Железнодорожном районе меня поразили слова наблюдавших за этим мужиков, пивших пиво у киоска на ул. Чернореченской. Со злорадством в голосе они сказали: «Вот вы сейчас убираетесь, потом уйдёте, а мы ещё накидаем».

Но если зайти в частный сектор, то можно увидеть совсем другое отношение - люди ухаживают за своими дворами, сажают клумбы и т.д. Но, к сожалению, такое отношение не стало общим для всего города, нет осознания того, что по ней ходишь ты, твои дети, родители.

- Если сравнить работу в этом направлении трёх последних мэров Самары, как бы вы её охарактеризовали?

- Состояние Самары, к которому мы пришли, складывалось годами. Если говорить о периоде руководства городом Георгием Лиманским, то при нём был ряд программ по благоустройству. Мне приходит на память ремонт подъездов в жилых домах. С одной стороны, это хорошо, около тысячи подъездов были приведены в хорошее состояние. Но с другой стороны, когда ремонтируется подъезд, но не чинится крыша, не заделываются межпанельные швы, то вся работа оказывается «артелью напрасный труд». Ведь через пару лет в эти подъезды из-за протечек начнёт проникать грибок, и всё окажется напрасным.

Если говорить о том, что делалось при Викторе Тархове, то я даже не могу ничего вспомнить, кроме скандалов. Я так говорю не потому, что мы с ним идеологические противники. Просто действительно были такие «управленческие решения», когда, например, зимой горы чёрного от грязи снега свозились на пляжи.

На мой взгляд, сейчас набрана позитивная динамика. Конечно, всем нам - и жителям, и депутатам, хочется, чтобы город преображался быстрее. Но у любого процесса есть своя логика, и город всё равно движется вперёд.

- За два года Дума показала, что она – не соглашательский орган при мэрии. Как вы можете охарактеризовать специфику взаимодействия Думы и Администрации?

- В 2010 году мы с Дмитрием Азаровым шли на выборы одной командой. Наша программа была многоуровневой, её тезисы повторялись в программах кандидатов в депутаты от «ЕДИНОЙ РОССИИ». В первый период работы депутаты старались создавать благоприятные условия для совместной деятельности. Но прошло два года и, сохраняя конструктивные отношения с Администрацией, мы всё же стали более требовательными как к себе, так и к Администрации. Я считаю, что на сегодня у нас с мэрией достигнуто понимание основных приоритетов. Теперь главное - работать, воплощая эти планы в жизнь.

Источник: «Волжская коммуна»

Ссылка для блогов